Кто к нам с мечом, на того у нас пулемёт есть...
Осень патриарха

Осень патриарха


текст: Айвар Валеев

фото: взято с сайта book-chel.ru
09.06.2006

Газета «Челябинский рабочий»Сегодня
оперному режиссеру Георгию Миллеру — 80. Георгий Соломонович — это
целая эпоха в истории Челябинского академического театра имени Глинки.
Несколько лет он на пенсии, но поставленные им спектакли по сию пору
составляют основу репертуара, любимы зрителями и артистами.
«Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Свадьба Фигаро», «Любовный
напиток», «Иоланта», детский «Ай, да Балда!». Сейчас другое время,
театр любит аттракционы и эффекты, но эти, иные по стилистике, работы
мощны и убедительны. Почему так происходит?

Наверное, в первую
очередь потому, что Георгий Миллер — чуткий человек и режиссер, глубоко
проникший в суть оперного искусства. Еще бы — ведь он ученик
знаменитого Бориса Александровича Покровского. Наследие классиков тем и
ценно, что их произведения неисчерпаемы. При всей внешней
традиционности работ Миллера, как раз он-то и является по-настоящему
современным режиссером. Перебросить из хорошо известной всем истории
мостки к переживаниям и думам сегодняшнего зрителя — значит понять
нечто важное в человеческой природе как таковой. А она и есть самое
современное и главное.

Этот поиск — и есть творчество. Георгий
Соломонович не раз признавался, что наиболее интересная и продуктивная
часть его режиссерской работы — репетиционный процесс. Именно здесь,
через диалог с актерами, живыми современными людьми, у каждого из
которых собственный опыт, характер и склонности, возникает ткань
будущего художественного высказывания. Миллер — блестящий педагог.
Когда спектакль готов, он похож на взрослого ребенка: сколь ни
старайся, а воспитывать поздно. Лучше делать это вовремя. Главный
творческий инструмент Георгия Соломоновича — убеждение. И оно было бы
невозможно, не будь Миллер «ходячей энциклопедией», как по сию пору
называют его в театре. Благодаря своей феноменальной памяти Георгий
Соломонович мог, единожды прочтя текст, почти дословно его
воспроизвести. У него глубочайшие познания не только в опере, но и в
литературе, живописи, хореографии. Представители самых разных
творческих профессий признаются, что им интересно общаться с этим
человеком.

Долгие годы Георгий Миллер фактически возглавлял
оперную труппу в театре Глинки, был, так сказать, начальником, пусть и
в творчестве. В любом случае от него зависело многое в жизни артистов.
В самые трудные времена, в конце 90-х, театр казался ненужным и
брошенным, внутри труппы было удивительное ощущение чистоты и
внутреннего покоя. Эту убежденность в правоте Артиста внушал людям
Георгий Соломонович. Он всегда к этим людям испытывает какое-то щемяще
нежное чувство, будто к малым детям. Это теперь большая редкость во
взаимоотношениях внутри театра. И наверное, эта чуткость к окружающим
людям и способность проникнуть в замысел произведения — явления одного
порядка.

При всем при этом Георгий Соломонович мог и настоять на
своем. Заслуженный артист России Павел Солнцев, у которого, несмотря на
разницу в возрасте, были и остаются дружеские отношения с Миллером,
например, вспоминает такой случай. Тот ставил «Проданную невесту»
Сметаны и предложил красавцу Солнцеву партию заики Вашека.
Несоответствие было налицо, но Георгий Соломонович стоял как скала.
«Мне очень не хотелось играть роль полусумасшедшего недотыкомки, —
говорит Павел Серафимович. — Однако я сам не заметил, как быстро и
органично вошел в эту роль. Она стала одной из моих любимых. Георгий
Соломонович разглядел во мне склонность к иронии, сделал не нее ставку
и не прогадал».

80 лет — это очень серьезная дата. Здоровье уже многое не позволяет, но самое, пожалуй, главное, что Георгий Соломонович Миллер
сам не позволяет себе свалиться в хандру. Патриарх режиссуры и житейски
мудрый человек, он и сейчас может многое подсказать своим дорогим
артистам, и не только им…

http://chelyabinsk.rfn.ru/video.html?type=r&id=81573 - кому интересно, просто скопируйте...


@музыка: Soundtrack - Mafia: City of Lost Heaven